Китайское производство - это приговор?
В этой статье мы расскажем о нашем большом опыте работы с китайской садовой и мототехникой, опишем общую картину и раскроем причину доминирования китайской промышленности в наших магазинах.
Почему почти все в магазинах китайское?
Китайские рабочие уже давно не работают за миску риса, а получают зарплату на уровне квалифицированного российского рабочего. Например, на заводах мототехники Лифан простые рабочие получают по 30-40 тысяч рублей в месяц.
Тем не менее, Лифан занимают около 50% рынка двигателей для мототехники, а в России не осталось ни одного завода по производству двигателей. Не будем вдаваться в политику и историю, перейдем сразу к настоящему.
Любое промышленное производство - это производство с возрастающей отдачей. То есть чем больше единиц продукции вы производите, тем дешевле будет себестоимость каждой единицы. Например, если вы собираете 100 мотоблоков в месяц, то себестоимость одного мотоблока будет 20 тысяч. Но если вы собираете 10000 мотоблоков в месяц, то себестоимость падает уже до 14000 рублей (цифры условны).
Китай производит настолько много единиц товара, что эффект объема получается просто огромным. Причем на каждом этапе производства. Например, завод мотоблоков в Китае обычно не делает двигатели, он их закупает у завода двигателей. А завод двигателей поставляет двигатели на 20 заводов мотоблоков, 3 завода мотопомп, 4 завода виброплит и просто продает как отдельные товары. То есть на каждом этапе достигается максимальное масштабирование.
Из первой причины вытекает и вторая - повальная стандартизация китайской продукции.
При всем многообразии китайских бензотриммеров и бензопил, реально всех их можно разделить всего на несколько групп. Например, один и тот же карбюратор подходит для тысяч моделей бензопил разных производителей, у которых рабочий объем 45 или 52 см3. Примеров такого много. Например, практически все китайские двигатели - это техническая копия того или иного двигателя Honda. Будет совпадать все, вплоть до креплений.
Соответственно и без того огромный эффект масштаба усиливается повальной стандартизацией.
Город Чунцин - основной центр производства Lifan и многих других брендов.
В Китае производят только плохие и дешевые вещи?
В качестве яркого контрпримера скажу, что большая часть брендовой техники так же производится в Китае. Например, двигатели Honda в России, произведены в основном в Китае или Тайланде. Ваша торцовочная пила Metabo, сварочник Ресанта или шуруповерт DeWalt сделаны в Китае.
Китай предоставляет огромные производственные мощности и каждая торговая марка использует их по разному. Кто-то заказывает производство из самых лучших компонентов на дорогих супер-современных фабриках. Кто-то стремится удешевить и компоненты и само производство ради достижения желанной цены. В конце концов и двигатель Honda и его дешевая, но точная копия за 4500 рублей технически идентичны - но разница в компонентах и производстве ведет к тому, что Honda прослужит во много раз дольше.
То есть все упирается в заказчика (торговую марку) и конкретную модель.
Бывает, что заказчики выбирают только хорошие фабрики и компоненты, чтобы не портить имидж (это известные и дорогие бренды вроде Honda).
Бывает, что в модельном ряде бренда есть и совсем дешевые модели, и крепкая рабочая лошадка - середняк и свой премиум класс с дорогущего завода (Patriot, Champion, Brait).
Типичная китайская фабрика
Тогда почему говорят, что китайское производство - всегда плохое?
Во-первых, брендовые товары часто преподносятся как не Китайские. Обычно продавцы той же Хонды опускают информацию о стране-производстве, чтобы человек сам додумал, что это - Япония. В небольших магазинах бывает, что и обманывают, если спросить про страну прямо. Из-за этого, качество условного двигателя Honda не будет ассоциироваться с Китаем.
А вот тот самый двигатель за 4500 - дешевейшая копия Хонды, это уже открытый Китай. Тут если продавец скажет иное, то ему и не поверят. И когда сломается двигатель за 4500 - в голове человека, естественно, сломается именно китайский двигатель.
Во-вторых, Россия 5 лет назад пережила сильную девальвацию рубля. Был доллар за условные 25 рублей, стал за 65 рублей. Поэтому себестоимость многих товаров для среднего покупателя стала неподъемной, увеличившись в рублевом эквиваленте в 2-3 раза. Уменьшающиеся доходы населения лишь усугубляют ситуацию.
В итоге у людей нет выбора кроме как каждый раз искать "что подешевле". И когда миллионы покупателей ищут что подешевле, производители с радостью откликаются на просьбу и привозят еще более удешевленную версию товара. Такая ситуация есть и в деревенских магазинчиках, и в строительных гипермаркетах и в специализированных инструментальных сетях.
Окей, а российское производство?
К сожалению, реального российского производства очень мало - его почти нет. Товары собранные в России, мы с гордостью помечаем как отечественное производство, но такой техники реально меньше 5% в любом магазине.
Так же нужно понимать, что техника собираемая в России состоит в том числе из китайских компонентов. Например, в России закрылись все заводы по производству двигателей (а реально российские двигатели почти никто не покупал последние лет 15). А значит даже самый российский мотоблок будет иметь китайский двигатель (максимум брендовый, но как мы разобрали выше - это не мешает ему быть китайским).
А во многих непорядочных магазинах с радостью расскажут про мифические заводы в Перми, Воронеже или Липецке - если по виду покупателя понятно, что ему очень хочется купить "отечественное".
Наше отношение к китайской технике
Наше отношение к китайской технике - прагматичное. Если разделить весь рынок на условные 5 частей по качеству, то вот мы:
Мы стараемся не торговать самой дешевой техникой. Да это самая массовая (в количестве покупателей) часть современного рынка. Денег нет и миллионы ищут лишь бы подешевле. Но продажа такой техники для интернет-магазина - это огромная головная боль (ремонты) и репутационные потери (г*вном одним торгуют!).
Нам, как интернет-магазину, с этим проще - мы продаем на всю России, поэтому можем держать хороший оборот более дорогой/качественной техники.
А вот локальным магазинам, которые торгуют только в своем городе (особенно если он маленький) с этим куда сложнее. Деревенский магазин не сможет обеспечить такой оборот двигателей Lifan, чтобы выставить на них хорошую цену. А значит, и так относительно дорогой (для деревенского кошелька) Lifan будет продаваться в таком магазине по высокой цене. Поэтому у таких магазинов и особого выбора нет.
Следующий сегмент - "уже не разваливается, но чуда ожидать не стоит" - выделен только на половину. Это самые недорогие товары в нашем магазине - вроде двигателя Daman 168F-2 или мотоблока Brait BR-75. Эти вещи не разваливаются, но и чуда ожидать не стоит 😁.
Это вещи, которые люди покупают только из-за цены, но это тот минимум по качеству, которые мы можем отправлять без зазрения совести.
Далее идет уже нормальная и отличная техника - хорошие генераторы, брендовые двигатели, качественные мотоблоки с очень дорогих китайских заводов. Это та техника, которая реально прослужит многие годы и которую клиенты советуют друзьям. Это основная часть наших товаров.
Последний сегмент - премиум. На рынки России такие вещи покупает только Москва. Это снегоуборщики за 150 тысяч, семи лошадные мотоблоки за 50 тысяч и двигатели Honda по цене отличного китайского мотоблока. Товаров такого сегмента у нас нет.
Послесловие
Чудес не бывает. Хорошие вещи обычно стоят дороже плохих. И так как разобраться во всех этих переплетениях тяжело, то лучше выбрать магазин, где вам честно скажет о плюсах и минусах тех или иных товаров.
Заходите к нам в магазин - да, мы не рассказываем нашим клиентам про несуществующие заводы в Перми и Воронеже, честно отвечаем на вопросы о качестве и стране происхождения, помогаем подобрать технику в выгодном соотношении цена/качество. Мы верим, что такое отношение окупается.
А еще мы официальный дилер Loncin, Lifan, Brait, Forza и Daman. А значит можем предоставить очень хорошие цены на товары этих брендов 😄.